В конце 19 века учёные выдвинули гипотезу, согласно которой когнитивные способности, вроде вербального мышления, рабочей памяти и зрительно-пространственных навыков, прямо зависят от общего интеллекта человека. Симон и Бине разработали целую систему тестов, предназначавшуюся для измерения каждой из этих способностей. Результат проверки выражался одним логичным и максимально понятным цифровым значением. Вопросы разнились в зависимости от возрастной группы, а конечная оценка испытуемого позволяла понять, насколько он успешен по сравнению с другими людьми, отвечавшими на них. После деления полученных баллов на возраст участника и умножения результата на 100 получался коэффициент интеллекта (IQ). В настоящее время оценка в 100 баллов является среднестатистической для большинства людских популяций. При этом результат 68% участников находится в пределах 15 баллов от 100 в ту или иную сторону.
Симон и Бине полагали, что навыки, которые оценивает их тест, являются отражением общего интеллекта человека. Однако ещё никому не удалось представить потрясённой общественности удовлетворяющего всех определения этого понятия. Поэтому тест IQ нередко использовался людьми, имеющими предвзятые и искажённые представления о природе «интеллекта». Инструмент выявления учащихся, нуждавшихся в педагогической помощи, очень скоро стал использоваться для сортировки людей - часто в угоду той или иной идеологии.
Первое крупномасштабное применение теста IQ было зафиксировано в США во время Первой мировой войны. Тогда военные использовали его для оценки новобранцев и отбора самых способных из них для дальнейшего обучения на офицеров. В этот период истории широкой популярностью пользовалась евгеника - представление о том, что желательные и нежелательные генетические признаки можно и нужно контролировать посредством селекции. Это учение постулировало множество крайне спорных положений. В частности, о том, что уровень интеллекта предопределяется генетически и может быть связан в том числе и с расой человека. Под влиянием этих идей учёные, проводившие упомянутое тестирование, пришли к выводу об интеллектуальном превосходстве одних расовых групп над другими. Они почему-то забыли о том, что многие из протестированных кандидатов лишь недавно иммигрировали в США, не обучались в стране и вообще с трудом говорили по-английски.
Совмещение евгеники и тестов IQ повлияло не только на науку, но и на политику. В 1924 году в штате Виргиния были приняты нормативные акты, допускающие принудительную стерилизацию людей с низким коэффициентом интеллекта. Эти законы были поддержаны вердиктом Верховного суда США. В фашистской Германии совершались массовые убийства детей, у которых была выявлена «умственная отсталость». В дальнейшем использование тестов IQ в подобных целях было осуждено как правозащитными организациями, так и научным сообществом. Ученые начали собирать доказательства влияния внешних факторов на показатель IQ. Было замечено, что последующие поколения тестируемых неизменно набирали больше баллов, проходя старые тесты. И чем старше были задания, тем лучший результат был у тех, кто решал их. Этот феномен стал известен как «Эффект Флинна», и демонстрируемая им кривая была слишком крутой, чтобы получить объяснение в виде неких эволюционных изменений. Здесь совершенно очевидно основную роль играли такие факторы, как более качественное образование, здравоохранение и питание.
В середине двадцатого века тесты IQ использовались для диагностики шизофрении, депрессии и других психических расстройств. Метод частично опирался на клиническую оценку экспертов и задействовал множество подтестов. Впоследствии было установлено, что он не способен сообщить сколько-нибудь значимую информацию о состоянии пациента. Нынешние тесты IQ довольно сильно напоминают своих предшественников столетней давности по стилю оформления и типам вопросов, однако у специалистов появились более совершенные методы выявления заложенной в них предвзятости. И они больше не используются для диагностики психических расстройств.
Психологи всего мира до сих пор используют тесты IQ для выявления умственной отсталости. Полученные результаты помогают определить соответствующие методы образовательной поддержки, профессиональной подготовки или иной помощи. Тот факт, что в прошлом этот инструмент применялся неправильно, для обоснования убийств и расовой предвзятости, совершенно не означает, что от него надо отказаться в принципе. Лопатой можно убить человека, но разве это лишает её звания лучшего орудия для вскапывания огорода? Тесты IQ прекрасно подходят для определения того, насколько человек в тот или иной момент своей жизни способен рассуждать логически и решать поставленные перед ним задачи. От нас же требуется просто не использовать их для чего-то другого.