Лучший бой французского танка во Второй мировой войне

Лучший бой французского танка во Второй мировой войне

Формально Франция вступила во Вторую мировую в сентябре 1939-го, после вторжения Германии в Польшу. Она объявила войну своей восточной соседке, но до мая следующего года этот конфликт закономерно именовался «странным», так как количество боестолкновений было сведено к минимуму. Несколько сражений за отчетный период все же состоялось, в том числе и с использованием тяжелой техники. Французские танки «Char B1» продемонстрировали практически полную неуязвимость - у них была толстая наклонная броня по всему корпусу и прочная башня. Большинству немецких машин они были не по зубам. Пробить их могла разве что 75-мм пушка «Pz. IV», но только с близкой дистанции.

Но это не убедило французских генералов и их английских союзников пойти вперед и задавить фашистскую гадину в её логове ещё до того, как она проявит себя «во всей красе». Они вполне резонно считали, что массированное наступление на хорошо укрепленные немецкие позиции приведет лишь к бесполезной потере живой силы и ресурсов. Именно поэтому широкое применение танков «Char B1», которые были изготовлены в количестве почти 800 штук, началось лишь после вторжения Германии в Бельгию. Но даже тогда они чаще находились в резерве - по той простой причине, что это были очень дорогие машины, пожиравшие к тому же огромное количество топлива.

Как бы то ни было, в мае 1940 года немецкие войска перешли в решительное наступление, и война неожиданно стала настоящей. Французские полководцы проявили полную беспомощность и совершили несколько серьезнейших просчетов, выразившихся, в частности, в неверном прогнозировании направлений ударов. В результате их войска преимущественно «гонялись за призраками», а гитлеровские колонны, не встречая особого сопротивления, молниеносно продвигались вглубь страны. Пока более мобильная пехота и быстрые танки пытались остановить немецкие прорывы, малоподвижные «Char B1» брали под защиту ключевые точки местности и населенные пункты. Задумка в последнем случае была понятна – великолепно бронированные машины должны были стать чем-то вроде долговременных укреплений и заткнуть возможные разрывы в линии обороны.

15 мая 1940 года крошечный городок Стон стал ареной сражения между французскими и немецкими войсками. Оккупантам удалось занять его и закрепиться среди разрушенных зданий. Их боевые машины готовились встретить противника, если тот решится на контратаку. Оборону держала танковая рота, в распоряжении которой было 11 «Pz.III» и 2 «Pz.IV». На рассвете немцы услышали громкий звук двигателя и почувствовали, как от его низкой вибрации дрожат стены зданий. Через пару минут в город вполз французский танк. Это был «Char B1bis» - модернизированная версия обычного «B1».

Pz.III во время вторжения Германии во Францию
Pz.III во время вторжения Германии во Францию

Французские танкисты были настроены очень решительно. Почти сразу же они уничтожили две машины противника. К несчастью для немцев, одна из них была головной в колонне, а вторая - замыкающей. Это значило, что оставшиеся танки оказались в ловушке - наедине с врагом, которому им нечего было противопоставить. Теоретически пробить его могли два «Pz.IV», но для этого нужно было приблизиться вплотную, а они, как назло, находились дальше других. Тем не менее, немцы открыли огонь по французу из всех стволов. Всего в него попали 140 снарядов - они оставляли вмятины, рикошетили, откалывали небольшие кусочки брони, но ни разу не пронзили защиту «Char B1bis». Тот же спокойно перезаряжал свои орудия и подбивал одного противника за другим, пока не уничтожил всю колонну. Разобравшись с бронетехникой, удерживавшей Стон, он медленно пополз дальше, к артиллерийским орудиям немцев, стоявшим за пределами населенного пункта. Через некоторое время в город вошла группа французских танков, в том числе несколько «B1». Они удерживали Стон в течение следующих суток, пока гитлеровцы не привлекли к делу более разрушительные средства боевого поражения.

Несмотря на описанную картину безнаказанного уничтожения противника, надо понимать, что у «Char B1» было множество недостатков. Они стоили как минимум в 10 раз дороже всех других танков того времени и отличались невероятной прожорливостью. Их максимальная скорость была чуть выше 25 км/ч, однако запас хода составлял всего шесть часов без дозаправки. Они являлись отличными мишенями для немецких бомбардировщиков и артиллерии, но при этом большая их часть была уничтожена собственными экипажами после исчерпания горючего или боеприпасов. Когда немцы захватили Париж, вынудив французов капитулировать, значительное количество «Char B1» поступило на вооружение Вермахта. К настоящему времени сохранилось 11 таких боевых машин - одна модели «В1» и десять модернизированных. 

Вас также может заинтересовать

Оставить комментарий

Другие записи из раздела История