Энхедуанна жила за 1700 лет до Сафо, за полтора тысячелетия до Гомера и за 500 лет до библейского Авраама. Она родилась в Месопотамии, между Тигром и Евфратом, на земле, где были построены первые города и развилась высокая, сложная культура. Отцом её был Саргон Древний, создавший первую на планете империю и объединивший под своим руководством ранее независимые города-государства Месопотамии. По происхождению этот царь был семитом и говорил по-аккадски, поэтому южные шумеры считали его пришлым захватчиком. Нередко они восставали, пытаясь восстановить свою независимость.
Чтобы сблизить разные по происхождению культуры, Саргон назначил Энхедуанну, свою единственную дочь, верховной жрицей в самом важном храме империи. Женщины царской крови традиционно обучались жреческому ремеслу, поэтому девушка была знакома с математикой и владела как шумерской, так и аккадской грамотой. Надо отметить, что первая в мире письменность была создана именно в Шумере. Изначально она предназначалась для бухгалтерского учета и позволяла древним торговцам общаться с коллегами, находившимся на большом расстоянии, в том числе и за границей. Эта пиктографическая система ведения записей превратилась в письменность примерно за 300 лет до рождения нашей героини. Шумеры наносили свои клиновидные символы тростниковыми перьями по мягкую глину. Однако до Энхедуанны это потрясающее достижение цивилизации не использовалось для создания оригинальных произведений, которые можно бы было приписать тому или автору.
В те времена население Ура составляло около 34 000 человек. В городе были узкие улицы, кирпичные дома в несколько этажей, зернохранилища и система ирригации. В обязанности верховной жрицы входило управление запасами продовольствия, присмотр за сотнями служащих храма, толкование снов и многое другое. Ежемесячно она руководила церемонией празднования новолуния, два раза в год отмечалось равноденствие. К задаче объединения древней шумерской культуры с молодой аккадской цивилизацией Энхедуанна подошла с полагающейся ответственностью. Она написала несколько десятков религиозных гимнов, синтезировав две мифологии в одну.
Все значительные по размерам города древней Месопотамии имели собственного божественного покровителя, и её оды были посвящены каждому персонажу подобного рода. В этих текстах восхвалялся главный городской храм, прославлялись замечательные черты местного бога и объяснялось, как он связан с другими обитателями пантеона. В своем творчестве поэтесса очеловечила своих героев - теперь они страдали, сражались, любили и откликались на людские мольбы. Наиболее ценными и совершенными считаются стихи, которые Энхедуанна посвятила Инанне, богине войны, плодородия, любви и энергии хаоса, порождающей Вселенную.
В народном сознании Инанна обладала невероятной, не знавшей границ сексуальностью. Её земные служители могли быть проститутками, евнухами и даже, как бы их сегодня назвали, трансвеститами. Энхедуанна поместила богиню на самую вершину пантеона. В её гимнах этому всемогущему существу впервые в истории употреблено местоимение «я». Никогда ранее письмо не использовалась для передачи столь глубоких, сокровенных чувств.
После смерти Саргона Древнего один из военачальников, бывших у него в подчинении, воспользовался политической ситуацией и захватил власть. Энхедуанна оказалась очень неудобной фигурой, поэтому её изгнали из Ура в пустыню. Однако ее племянник, Нарам-Суэн, ставший впоследствии одним из самых легендарных шумерских царей, подавил мятеж и восстановил тетю в прежней должности. В общей сложности она занимала это почетнейшее место в течение 40 лет.
После смерти Энхедуанна была причислена к сонму шумерских божеств. Её стихи переписывались, заучивались и исполнялись чтецами по всей империи в течение более 500 лет. Их влияние чувствуется в Ветхом Завете, в эпосах Гомера и в христианских литургических гимнах. Глиняные таблички с переписанными произведениями Энхедуанны выдержали испытание временем и сохранились до сих пор.