В чём секрет способности импровизировать на сцене?

В чём секрет способности импровизировать на сцене?

Стороннему наблюдателю кажется, что мозг импровизатора выполняет немыслимый объём работы. Он должен заранее просчитать следующий ход, вспомнить что-то придуманное ранее и органично интегрировать это в своё выступление. На самом деле всё происходит с точностью до наоборот. Некоторые джазмены описывают импровизацию как нечто потустороннее. Ноты сами льются из инструмента - быстрее, чем музыкант способен понять, что происходит. Они как будто снисходят откуда-то сверху, заставляя музыку течь сквозь пальцы. Подобная легкость, полное отсутствие напряжения кажутся предельно нелогичными, однако учёные способны объяснить этот феномен.

В 2008 году исследователи посредством функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) изучили активность мозга шести профессиональных джазменов - сначала при проигрывании простых гамм, а затем во время импровизации. Музыканты использовали клавишный синтезатор, изготовленный на заказ из немагнитных материалов. При этом голова у них находилась внутри аппарата фМРТ, а инструмент лежал на коленях. Так или иначе, эксперимент прошёл успешно. Исследователи получили нужные им снимки, по которым сравнили активность мозга джазменов при выполнении двух поставленных задач. Обнаружилось, что во время импровизации он работает несколько иначе.

Латеральная и дорсолатеральная префронтальная кора
Латеральная и дорсолатеральная префронтальная кора

Во-первых, активизируется медиальная префронтальная кора. Эта многофункциональная область, принимающая участие в том числе в принятии решений и извлечении воспоминаний. По мнению авторов исследования, наблюдающиеся здесь всплески стимулируют выработку новых идей. Это повышает творческий потенциал музыкантов, помогая им придумывать новые ходы. Во-вторых, было замечено снижение активности в латеральной префронтальной коре. Эта область отвечает за отслеживание происходящего и коррекцию поведения. В данном случае она выявляет ошибки и оценивает, насколько приятным является звучание. Находящаяся чуть выше дорсолатеральная префронтальная кора наиболее активна, когда человек управляет своими действиями или ищет решение какой-то сложной задачи. Но при импровизации она фактически отключается. На первый взгляд, это кажется странным, ведь способность контролировать свое поведение невероятно важно на сцене, перед зрителями.

Так почему же работа этих областей отходит на второй план? Учёные предполагают, что это помогает музыкантам расслабиться. Они перестают слишком жестко контролировать себя, и именно в этот момент из них начинает литься музыка, которая перестает подвергаться излишней внутренней критике. Описанные паттерны характерны не только для джазменов. Аналогичное исследование выявило их и у рэперов-фристайлеров. По всей видимости, и те и другие способны доверяться своим инстинктам, рисковать, плыть по течению. В психологии это называется «состоянием потока». По мнению экспертов, оно чрезвычайно важно для импровизаторов. Естественно, одного только умения «входить в поток» совершенно недостаточно. Необходимо также великолепно владеть инструментом. Но в этом состоянии человек сбрасывает скованность, время летит очень быстро, а каждое действие органично вытекает из предыдущего. Думать совершенно не нужно, всё происходит само собой.

Паттерны работы мозга, которые наблюдались у импровизирующих музыкантов, напоминают те, которые свойственны человеку во время быстрого сна. Фантасмагорические ощущения полёта над домами и бега с препятствиями от страшных чудовищ дают те же самые области мозга, которые стоят за повышением творческого потенциала в реальной жизни. Это кажется логичным, не правда ли? Сновидения - это странные, необычные ассоциации и полное отсутствие контроля. И если чувство потустороннего вдохновения, о котором рассказывают музыканты, славящиеся своим умением импровизировать, вызывается в тех же самых областях мозга, то параллели прослеживаются вполне отчётливо.

Ничто не помешает нам и дальше восхищаться мастерством саксофонистов, гитаристов или, на худой конец, рэперов. Надо просто понимать, что способность поражать публику своими импровизациями - это не проявление врожденного гения. Научиться «входить в поток» при большом желании может практически каждый человек. Если же приложить к этому умение прекрасно играть на том или ином музыкальном инструменте, то можно задуматься и об артистической карьере.

Вас также может заинтересовать

Оставить комментарий

Другие записи из раздела Психология и личность