Как на самом деле выглядела античность?

Как на самом деле выглядела античность?

И всё бы хорошо, но скульптура выглядит совершенно не аутентично. Потому что и Древняя Греция, и Древний Рим были очень красочными, играя множеством разных цветов. Здания украшались великолепными фресками и сложнейшими мозаиками, а ярко раскрашенные статуи изображали эпические битвы, могущественных богов и прекраснейшие цветы. Однако сегодня мы видим только ослепительный белый мрамор. Кого следует винить в рождении этого заблуждения? Кинематографистов, авторов школьных учебников, много кого ещё. Однако основная вина лежит на Микеланджело и других скульпторах эпохи Возрождения. Когда в их творческих душах пробудился интерес к античному искусству, они стали пристально изучать сохранившиеся скульптуры - например, "Лаокоон и его сыновья". Их потрясали реалистичные фигуры, драматизм композиций, белоснежная поверхность скульптур. И никто не догадывался, что они не должны быть белыми. Краски просто выцвели за время пребывания под землёй или на открытом воздухе в течение многих столетий.

Когда художники Возрождения стали ваять собственные скульптуры, они скопировали и бесцветность. Затем уже они сами стали примером для подражания и вдохновением для последующих поколений. Белый мрамор стал нормой, бессмертной классикой. Искусствоведы только укрепили родившийся миф. В частности, Иоганн Иоахим Винкельман, считающийся отцом современных представлений об античности. В 18 веке он написал книгу, которая приобрела статус "священного писания" для любителей классической древности. В этом труде утверждалось, что такие скульптуры, как, например, Аполлон Бельведерский, являются вещественным воплощением прекрасного. Так как "чем белее тело, тем оно красивее".

Винкельман лез из кожи вон, чтобы не замечать свидетельств того, что мрамор должен быть цветным. В частности, после обнаружения Помпей. В этом засыпанном пеплом и фактически законсервированном городе было найдено множество фресок с изображением именно раскрашенных статуй. На одной из них был даже изображен скульптор, вручную разрисовывающий своё творение. Здесь же была раскопана и цветная статуя, но Винкельман заявил, что она слишком примитивна, чтобы принадлежать к древнеримской эпохе. Улики не просто игнорировались, вполне возможно, они специально уничтожались.

Октавиан Август

"Август из Прима-Порта" тоже был обнаружен в цвете. Его туника была малиновой, доспехи - желтыми, мантия - пурпурной. А потом он оказался белоснежным. Никто до сих пор не знает, как сошли эти цвета. Случайно, в результате неосторожной чистки, или же были удалены намеренно. В любом случае, то же самое произошло с множеством других знаковых памятников и скульптур. Афинский Парфенон, например, тоже был ярко окрашен, но к восемнадцатому веку его цвета выцвели практически полностью. Сегодня от них не осталось ничего.

Парфенон в 18 веке и сегодня
Парфенон в 18 веке и сегодня

В наши дни искусствоведы пытаются восстановить изначальный вид произведений искусства. Как они это делают? Во-первых, существуют древние описания скульптур, которые, например, сообщают, что в Парфеноне была статуя Афины, изготовленная из "слоновой кости и золота". В центре её шлема был изображен сфинкс. Во-вторых, если очень внимательно присмотреться к некоторым статуям, то остатки цветов, пусть и очень тусклые, всё ещё заметны. В-третьих, можно использовать возможности, которые дают современные технологии. Сегодня ученые извлекают и анализируют мельчайшие частички краски, определяя их оригинальные пигменты. Даже если видимых цветов не осталось, можно использовать ультрафиолет. Когда исследователи просветили этим способом показанную ниже статую, они увидели причудливые геометрические узоры и пестрые насыщенные цвета. В конце концов, им удалось сделать реконструкцию, которую вы видите справа. Стоит отметить, что вся эта боевая раскраска наносится на модели, изготовленные из гипса по меркам, полученным с помощью 3D-сканера.

Стрелок

Согласитесь, что знакомые произведения искусства выглядят в цвете очень непривычно. Но только потому, что мы их не видели другими. Древние греки и римляне, в свою очередь, воспринимали их только во всём многоцветии. В их глазах краски придавали мрамору схожесть с людьми и богами, наполняли его смыслом и эмоциями. Они оживляли их историю и мифы. И даже если эти реконструкции не идеальны, они позволяют понять, как в действительности выглядел мир в древности.

Вас также может заинтересовать

Оставить комментарий

Другие записи из раздела Культура