Сюжет блокбастера Кэмерона, как известно, строится на конфликте между завоевателями с Земли и таинственным племенем нави, обитающим на территории богатой минералами. Но «Аватар» - это фантазия. А племя кхонда существует в реальности.
Кхонда — самое многочисленное племя Ориссы (штат на востоке Индии). Племена кхонда не одинаковые по уровню общего развития и условиям жизни. Чем дальше в горы, в джунгли, тем примитивнее их жизнь. Соседние племена относятся к кхондам с подозрением, считая их колдунами, недобрыми людьми. И происходит это, очевидно, оттого, что кхонды больше других практиковали человеческие жертвоприношения. Они отказались от подобных жертв сравнительно недавно. Впрочем, и сейчас, бывает, в суде появляются дела об убийстве в племени кхонда по религиозным мотивам.
Однако кровь обильно течет в песнях и сказаниях кхондов. Любое кровотечение объясняется как выражение той или иной магической силы, оказывающей прямое влияние на судьбы людей, урожай, погоду, Значит, в сознании кхондов еще прочно живет культ жертвоприношения.
...В городе Смерти, — поется в народной песни племени, — жил раджа Бхима со своей женой Джурьямурти и семью сыновьями. Плохо жилось им. Не было у них пищи. Вспахали они два поля. А что делать дальше? Семян у них не оказалось. Тогда говорит жена мужу: «Убей нашего среднего сына и ороси поля его кровью». Наутро отправился раджа с шестью сыновьями в поле, а средний — обреченный остался дома. И говорит мать сыну: «Возьми огонь и отнеси его отцу». Так и сделал сын. Пришел он к отцу, а тот его убил по совету жены. Только обрызгал раджа землю кровью сына, как сразу появились ростки разных злаков. Только тогда кхонды поправили свои дела и зажили вольготно.
Есть легенда кхондов несколько иного толка. Там мать приказывает своим сыновьям убить ее и оросить поля материнской кровью. Наказывала мать детям без колебания выполнить ее волю, иначе не видать ни им, ни ей добра. Так и сделали они. И стала их жизнь сытной и богатой.
Да жизнь-то и сегодня нелегкая у них, сколько бы ни лили они пота да и крови на своих полях. Но не у всех одинаковая. По золотым или латунным украшениям, по вышитой шелком или заношенной бумажной одежде девушек, по холеному или истощенному виду мужчин можно без труда отличить бедных и богатых в племени.
Но и богатые жили почти в таких же хижинах, слепленных из земли да травы. Их богатство весьма относительное, хотя оно и говорило о том, что в племени шло классовое расслоение.
Окруженные оседлым населением, племена подвергаются его влиянию. Вместе с «городскими» товарами люди племени приобретают нечто новое, не входящее в рамки принятых канонов жизни. Кхонды начали заниматься земледелием, отказались от человеческих жертвоприношений, заменив своего собрата буйволом или муляжами-идолами. Что очень важно — они стали посылать своих детей в школу, а Индия создала специальные школы-интернаты для детей из племен. Там они учатся и приобщаются к современной культуре. Вместе с тем племена узнали кастовую систему индусов, которая отводит им место только неприкасаемых. В племена проник ростовщик. Познали племена и несправедливость согнавших их на самые скудные земли людей.
...На пятачке земли, вырванном у горы, прилепилась деревушка в одну улицу. Давным-давно всемогущая Нирантали, пожалев кхондов, обитавших, как и обезьяны, на деревьях, в пещерах или ямах, научила их жить по-человечески.
— Возьмите ветки, листья, траву и бамбук, — повелела богиня, — и постройте из них дома в два ряда. Посредине оставьте широкую улицу, чтобы отдыхать на ней.
Это расскажет гид любому туристу, оказавшемуся в тех местах, например, в деревне Хани, затерянную в Восточных Гатах штата Орисса.
— Так и поныне строят свои деревни кхонды, — продолжил гид. — Большой силой обладает Нирантали. Как не слушаться ее! Даже ее муж Парамугатти у нее в помощниках. Она брала его с собою на большие дела. А не он ее! Иногда он и вовсе шутом при ней оказывался.
Нирантали сотворила все: и землю, и небо, и людей, и скот. А сама не безгрешна. Как всякая женщина, не в меру любопытна. Не прочь хватить через край хмельного и устроить скандал мужу. Не всегда ей удавалось сделать так, как хотелось. Сотворила она человека. А как? В первый раз он получился у нее с тремя головами, тремя глазами, тремя рогами и козьим хвостом. Совсем не то получилось! Что это за человек? Не так она и корову сотворила. Тоже какое-то чудище сделала.
А как человеку без коровы? Ни молока, ни гхи (топленое коровье масло). Что это за жизнь? Пришлось все начинать снова. Однако кхонды любят Нирантали. Потому любит она работать сообща. Все, что она сотворила, делала с мужем или другими помощниками.
Из легенд, рассказанных гидом, можно увидеть, что у кхондов долго существовал матриархат и что племя, совместно добывая средства к пропитанию, пронизывал дух коллективизма.
Для кхонда легенды выходят за рамки фольклора. И сегодня они предписывают ему, что и как следует делать: дома или в поле, при болезни или женитьбе, в радости или беде. Легенды объясняют кхонду со всей серьезностью явления природы, весь окружающий его мир.
Легендами подкрепляет свои заклинания шаман. Певец, участвуя в ритуальном танце, вплетает в ткань своей песни подходящее случаю древнее сказание.
Деревня, где еще живет племя кходов - Хани, - кажется сперва вымершей. Особенно под послеобеденным солнцем. Но через миг, она оживает. Вот первыми выскакивают при виде туристов навстречу, как и следовало ожидать, мальчишки. К ним степенно присоединяются старики и пожилые мужчины с грудными детьми на руках: женщины трудятся дома или в поле, и им не до нянченья детей.
Со склона горы стали спускаются собиравшие там урожай люди. Когда-то многие племена Ориссы не занимались земледелием. Ковырять чем бы то ни было тело богини Земли считалось святотатством. Вот и питались росшими в лесу дарами природы да охотой. Но мало-помалу им пришлось изменить образ жизни. Природа без целенаправленного труда не могла прокормить их. Пришлось заняться земледелием.
Кхонд имеет и на этот случай свое объяснение:
— На земле стало очень много кхондов. Род человеческий разросся. Тогда Нирантали сказала людям: больше я кормить вас не буду. Добывайте себе еду сами. Идите и работайте на полях.
Голод заставил кхонда взяться за топор и вырубать джунгли под поля. Но земли в долине были заняты оседлыми крестьянами-индусами. Племенам ничего больше не оставалось, как обрабатывать горные склоны: вырубят участок, сеют на нем года два-три, пока не вытянут всех соков из почвы, и ищут новый клочок джунглей. Впрочем, с жизнью в горах они мирились.
- И приказала Нирантали, — объясняет гид, — своему мужу Парамугатти и его брату Манграгатти расчистить в горах поля для кхондов. И сказала тут же мудрая Нирантали, обращаясь к презренным пайкам из касты слуг вождя Педро: «А вы отправляйтесь в долину и возделывайте поля там». Так и сбылось.
Паики взяли сохи и стали пахать землю в долине. А кхонды под поля вырубают джунгли в горах.
Поля-вырубки видны туристам, еще когда джип карабкается через рытвины, корневища деревьев, глыбы камней по горной дороге в деревню Хани. Чаще всего на этих полях встречаются посевы засухоустойчивых просяных — джовара и баджры. Местами попадаются поля-клочки табака, горницы, бобов. И повсюду пальмиры и сахарные пальмы с подрезанными или совсем созванными листьями. В этом для кхонда свой смысл.
— Дочь бога Бура Пинну, — рассказывает проводник, — низвергла пальмиру с небес и попала ею прямо в гору. Бросая дерево, она ткнула его пальцем. От прикосновения богини в стволе образовалась дырка. Из нее потек густой сладкий сок. Собака охотника Даспаджка, бродившая тут, лизнула сок. И опьянела! Дурманящий сок понравился собаке. Она стала каждый день наведываться к дереву. Даспаджка стал подозревать что-то неладное. Однажды он пошел за собакой. Увидел, как она лижет сок. Сам попробовал. Очень ему понравился напиток. С тех пор кхонды пристрастились к хмельному соку пальмиры и везде, где возможно, высаживают пальмиры и сахарные пальмы.
В жизни, что касается посадок пальмиры, все правильно. Пышные и куцые пальмиры нависают на склонах и в окрестностях Хани. Но сам сок это еще не алкоголь. Ему сначала надо перебродить. Пьют кхонды много.
Так называемая «цивилизация» не перетрясла устоев жизни племен, хотя и расшатала их. И кхонд живет во власти прапрадедушкиных обычаев. Узок мир для него. Все мироздание в его воображении проходило только здесь, в Восточных Гатах, или прилегающих к ним долинах. Любой кхонд покажет туристу скалу у местечка Сафагана, где родилась сама Нирантали и где она вместе с другими богами создавала небо, семь солнц, семь лун, звезды, земную сушу, растительный и животный мир. Наблюдая с холмов затопленные во время муссонных дождей долины, кхонды создали легенду о происхождении земной суши. Поначалу кругом была вода. Богам даже отдыхать было негде. Тогда один из них соскреб с себя грязь и разбросал ее по Земле. Из нее и получилась суша. Есть и другие, похожие на эту легенды.
Кхонд живет в горах. Понятна в этом свете и легенда о небе. Оно нависало так низко, что люди задевали его головами. Тогда они добыли железо, соорудили четыре столба и подняли его.
Местный гид расскажет туристу обо всем, что видел вокруг, поясняя, как и откуда появились разные предметы. И сделает это, глубоко веря в истину своих суждений.
Закурив биди, как называют индийцы тонкую самокрутку-сигару из дешевого табачного листа, он начнет свой рассказ:
— Табак, например. Однажды Нирантали присмотрелась к людям и говорит мужу: «Кхонды очень тяжело работают. Нет у них никакой радости. Надо что-то сделать им для развлечений». Взяла она вошь с головы своей дочери и бросила в сад. Из нее и вырос табак. Дала она мужу самокрутку. Закурил он. Понравилось. Позвал своего друга. И тот затянулся. Тоже понравилось. Тогда Парамугатти дал ему семян, а он раздал их людям. Отсюда и табак на земле.
...«Миф» и «реальность» настолько часто используются в произведениях искусства (кинематографе, в том числе), что превратились в некий двуединый условный знак. Между тем, как оказалось, современное мифотворчество действительно существует. Племя нави из «Аватара» очень напоминает кхонда.