История чайной церемонии в Японии

История чайной церемонии в Японии

Что такое чаепитие для японца?

Чай в Японию, как и во все остальные страны, попал из Китая в VII-VIII веках. Изначально это был всего лишь тонизирующий напиток для монахов, чтобы они не засыпали во время долгих медитаций. Но с наибольшим распространением влияния буддийской секты Дзэн чай становился чем-то сакральным. Чайная церемония стала из себя представлять довольно сложный буддийский ритуал, во время которого следовало достичь особого состояния для постижения буддийских истин. Такая своеобразная медитация культивируется и по сей день в Стране Восходящего Солнца.

Чайная церемония

«Древняя» чайная церемония

В XII веке монах Эйсэй ввёл во дворе сёгуна Минамото обычай пить чай. И уже к XIII чай пил почти что каждый самурай. Проводились даже «чайные поединки»: кто сможет определить сорт и место произрастания чая по вкусу. Крестьяне тоже пили чай, но очень скромно. И только в XIII-XIV веках стала оформляться ритуальная форма чаепития. Ключевую роль в этом сыграл монах Даё, но тем не менее сильного распространения чайная церемония за пределами храмов не получила.

Вместе с чайной церемонией стали появляться чайные сады и павильоны, хотя сначала до XV века эти церемонии проходили в дворцах, в их торжественных огражденных от остального ширмой комнатах. А уже в XV веке стали строить особые павильоны, напоминавшие скромные хижины с соломенной крышей. Появление такого вида помещения в японской архитектуре было связано с деятельностью двух Дзэн-буддийских монахов, а именно Мурата Сюко и Дзёо. Первый даже чётко расписал, какой должна быть площадь чайного павильона – от 8 м2. Ведь в тесноте тяжело даются буддийские истины. Второй определил, какие нужны аксессуары и интерьер для чайной церемонии. Определяя эти аспекты он отталкивался от принципа саби – простой красоты без особой торжественности. Этот принцип ещё много где оставил свой след в традиционной культуре Японии: от литературы до прикладного искусства.

Чайная церемония как искусство

Во второй половине XV века появились «тядзин» – мастера чайной церемонии. Это были аристократы, высшие самураи и даймё. Среди них выделились Наоми (XV век), Сэн-но Рикю (XVI век), Соами (XVI век), Фурута Орибэ (XVIII век). Их деятельность повлияла не только на чайную церемонию, но и на художественное искусство Японии в целом. Почти все они преследовали главный канон – изящество в аскетизме, красоту – в простоте и никакого торжественного убранства даже у богатейших людей не было.

Хижина для чайной церемонии была в обязательном порядке очень скромным помещением с бамбуковым каркасом, земляной или глиняной штукатуркой. Окна обязательно небольшие, оклеенные бумагой. Крыша должна быть соломенной. В хижине ни одного украшения, кроме одного свитка монохромной живописи и букета цветов, вид которого отвечал философскому настрою церемонии. Также в центре хижины должен был стоять неочищенный ствол дерева, символизирующий единство с природой. Ничто и никто не должен мешать посетителю созерцать и постигать буддийскую мудрость.

Сэн-но Рикю и его творения

Одними из самых древних чайных павильонов, которые сохранились до наших дней, считаются Тогудо (1485) и Серебряный павильон (1489). Оба они до сих пор находятся в Киото. Однако наиболее завершенные варианты чайных павильонов связаны с именем Сэн-но Рикю. До сих пор его павильон, сооруженный в 1573 – эталон и идеал. Именно Сэн-но Рикю создал строгие каноны в чайной церемонии: от интерьера комнаты до мельчайших деталей утвари. Он культивировал понятие саби о простой естественной красоте. Изящество заключалось в строгости и аскетизме, а «избыточное – безобразно» было для Сэн-но Рикю. Этому мастеру доводилось жить в сложные времена политических междоусобиц и сплошного кровопролития, когда железными тисками Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси сплочали страну после феодальной раздробленности. Он даже сооружал чайный павильон непосредственно для Тоётоми Хидэёси, второго из трех объединителей Японии. Также множество богатых купцов, самураев, даймё, аристократии обращались именно к нему. Правда, большая часть работ этого мастера не сохранилась.

Вас также может заинтересовать

Другие записи из раздела Культура