Выбор может быть слишком большим

Выбор может быть слишком большим

Возьмите ситуацию с  оцепенением в кондитерской. В психологии она называется избытком (парадоксом) выбора. Исследования показывают, что подобные переживания не только выбивают из колеи, но и в значительной степени влияют на наши действия. Результаты одного из них были опубликованы в 2000 году. Американские учёные тогда выставляли в супермаркете образцы джема, пытаясь понять, что побудит к совершению покупки большее количество потенциальных клиентов. В первое воскресенье они предложили людям только шесть сортов фруктово-ягодной сладости, а во второе - 24. В обоих случаях подходившие пробовали лишь один-два образца. Расширенный ассортимент привлекал к стойке больше внимания, но проблема заключалась в том, что приобрели джем лишь три процента из тех, кто продегустировал его. В то же время, для первого воскресенья с его шестью сортами этот показатель составил более тридцати процентов. Исследователи тогда пришли к выводу, что большой ассортимент пробуждает интерес, но фактически отбивает охоту выбрать из него что-то одно.

Джем

Естественно, это не значит, что выбор людям не нужен. В той же самой статье был описан другой эксперимент, который должен был установить, какое количество потенциально доступных объектов приносит нам наибольшее удовлетворение. Психологи предлагали студентам университета шоколад. Одной группе предстояло выбрать один сорт из шести, второй - один из тридцати. Третьему коллективу выбора не оставили - тем, кому не повезло в нём оказаться, просто вручили плитку. Учащиеся должны были попробовать сладость и оценить её вкусовые качества. Наибольшую удовлетворённость продемонстрировали те, кто выбирал из шести сортов. На втором месте оказались студенты, которым был представлен самый широкий ассортимент шоколада. Тем же, у кого альтернатив не было, он понравился меньше всего. Это значит, что возможность выбора необходима, однако если он слишком сложен, это лишает нас удовольствия от него. Психологи считают, что это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, чем больше выбор, чем выше ожидания, с ним связанные, и сильнее разочарование, если продукт их не оправдывает. Во-вторых, в этом случае возникает чувство сожаления - оглядываясь назад, мы понимаем, что могли получить что-то получше.

Тем не менее, люди обычно прилагают самые серьёзные усилия, чтобы получить как можно больше вариантов выбора. В 2009 году канадские психологи провели опрос в двух кафе в Ванкувере. Одно из них, с меньшим ассортиментом мороженого, находилось в центре города, и до него можно было легко дойти пешком. До другого надо было ехать на автомобиле, но оно предлагало больше разновидностей этого лакомства. Выяснилось, что многие клиенты специально ездят во второе заведение, чтобы им «было из чего выбирать». Однако в целом их удовлетворённость покупкой была меньше чем у тех, кто посещал первое, более простое кафе.

К сожалению, избежать избытка выбора в наш потребительский век невероятно сложно. Нам всё время что-то предлагают - продукты, одежду, автомобили, фильмы, косметику, далее по списку. В поспешных решениях, особенно относительно действительно серьёзных вещей, нет ничего хорошего. Однако надо понимать и то, что слишком большой выбор тоже не помогает нам поступить наилучшим образом. И он совершенно однозначно не добавляет человеку счастья в жизни.

Вас также может заинтересовать

Другие записи из раздела Психология и личность