Особенности храмово-монастырского комплекса Аджанта
Помещения монастыря строились поэтапно. Самыми древними считаются центральные залы, так как в них отсутствуют изображения самого Будды, запрещенные в те времена, есть только свидетельства его присутствия — следы на полу, трон. Более 9 столетий в кельях проживали монахи, в храмах проводились службы. По не совсем понятным причинам приблизительно в IX веке люди покинули свое убежище, и прошло целое тысячелетие, прежде чем нога человека вновь ступила на землю монастыря.
Произошло это по счастливой случайности. В 1819 году офицеры британской армии вышли на охоту в ущелье Вагхоры. Пробираясь сквозь заросли джунглей, один из них наткнулся на огромную статую Будды, высеченную из камня. Удивленные такой находкой, военные обследовали окрестности и обнаружили внутри скалы огромные залы, гроты и пещеры, покрытые фресками. В пещерах и вокруг них стояло множество каменных скульптур. Однако официальные лица не заинтересовались сообщением об удивительном монастыре, найденном охотниками.
В экспедицию к Аджанте первым отправился английский исследователь — Джеймс Фергюссон. И только после его доклада индийские власти направили художника Роберта Гилла, служившего в Британской армии, в пещеры для создания копий великолепных наскальных картин. Главной темой настенной живописи пещер стала жизнь учителя Будды. Однако все религиозные мотивы искусно переплетаются со сценами из обыденной жизни простых смертных и представителей животного мира с изображениями пейзажей.
Нежелание индусов предпринимать какие-либо шаги по изучению или реставрации пещер Аджанты легко объяснимо с точки зрения их подверженности суевериям. Местные жители рассказывают легенду, согласно которой боги, обитающие в недрах скалы, будут мстить каждому, кто потревожит их спокойствие. Подтверждение этому они нашли в череде необъяснимых несчастных случаев, преследовавших всех, кто пытался скопировать, зарисовать либо сфотографировать художественные произведения, созданные монахами.
Роберт Гилл неоднократно пытался довести до соотечественников все богатство, всю прелесть пещерных сокровищ. Плоды двадцатилетнего титанического труда, выставленные в Лондонском Хрустальном дворце, были уничтожены в пожаре, в котором чуть не погиб и сам Гилл. В следующие 5 лет самоотверженный художник пытался воссоздать все утерянное в пожаре, однако преследовавшие все эти годы болезни свели его в могилу. Несколько бомбейских художников, объединившись, пытались довести до конца дело, начатое Робертом Гиллом, однако и их картины сгорели в огне. В 1983 году ЮНЕСКО признало комплекс Аджанты всемирным наследием.
Несколько интересных фактов
В результате труда многих людей были обнаружены следующие интересные факты, связанные с храмово-монастырским комплексом Аджанта:
- Даже современные технические средства до сих пор не позволили открыть секрет красок, светящихся во тьме пещер.
- В одном из залов находится огромная ступа, выдолбленная из каменной глыбы, издающая монотонные звуки. Как предполагают исследователи, именно в этой пещере монахи пели мантры.
- В 2013 году для уменьшения потока туристов, наносящих вред подлинным шедеврам буддистского искусства, в 4 километрах от монастыря был построен гостиничный комплекс, а рядом — 4 копии самых посещаемых пещер. Однако привлечь туда посетителей так и не удалось.