Зайдем, впрочем, с другой стороны. Чтобы извлечь наибольшее количество денежных купюр из карманов благодарной аудитории, киностудии намечают выход своих блокбастеров на лето или, если говорить шире, сезон отпусков. Традиция зародилась в середине 70-х годов прошлого века. Сначала рекорд по кассовым сборам побили «Челюсти», премьера которых состоялась 20 июня 1975-го, а спустя два года их обогнали «Звездные войны», вышедшие 25 мая. Довольно скоро практически все большие премьеры перекочевали на начало лета, когда дети не ходят в школу, взрослые отдыхают, а кондиционируемые кинотеатры предоставляют возможность на полтора-два часа укрыться от жары.
Также очень удачным временем для выхода новых кинофильмов считаются рождественские праздники, когда дети и родители отдыхают от трудов праведных, традиционно выбираясь в кино, чтобы провести время друг с другом. Немаловажным фактором является и то, что именно на этот период приходится отсечка потенциальных номинантов на премию «Оскар». Кинокомпании, желающие заполучить эту статуэтку в свою коллекцию, нередко выпускают фильмы, которые считают достойными её, в конце декабря, как можно ближе к началу голосования киноакадемиков. Надежда здесь, естественно, на то, что свежие впечатления и эмоции от просмотра окажутся сильнее полученных ранее в календарном году.
А теперь о плохом. Январь и февраль в американской киноиндустрии именуются не иначе как «dump months», что можно, наверное, перевести как «мусорные месяцы». Именно в это время студии пытаются избавиться от всего неликвида, накопившегося у них за предыдущий год. Если верить бездушной статистике, средняя касса январского релиза в период с 2002 по 2012 год уступала аналогичному показателю декабря более чем в три раза. Почему это происходит? Во-первых, фильмам первого месяца трудно конкурировать с декабрьскими, на раскрутку которых тратятся огромные деньги. После Нового года зрители предпочитают в пятый раз посмотреть разрекламированную ранее картину, чем в первый раз что-то новое, но несравненно менее амбициозное. Во-вторых, когда в начале февраля объявляют номинации на «Оскар», все киноманы начинают пересматривать самые достойные картины предыдущего года, напрочь забывая о премьерах этого месяца.
Не лишним будет упомянуть и другие факторы. Потратившись на рождественские праздники, люди в начале года экономят. Ходить в кинотеатр зимой совсем не так удобно и приятно, как летом. Делает свое дело и злосчастный Супербоул, к которому приковано внимание всех американцев в первую неделю февраля. В последнем случае весьма показателен следующий факт: двумя самыми кассовыми фильмами, выпущенными в выходные, в которые проводится названное спортивное состязание, до сих пор являются «Ханна Монтана и Майли Сайрус: Концертный тур «Две жизни» и «Дорогой Джон». Оба рассчитаны на женскую аудиторию и ни об одном из них вы наверняка не слышали.
Может быть, из-за совокупности описанных выше факторов без зрительского внимания остаются хорошие фильмы? Ничего подобного. Это и в самом деле, как принято говорить, шлак. На сайте «Rotten Tomatoes» средний рейтинг февральских картин на 43% меньше, чем у ноябрьских. Здесь самое время приоткрыть один голливудский секрет: благодаря предварительным просмотрам руководство кинокомпаний ещё до премьеры осознает, насколько хорош тот или иной фильм и какую он может собрать кассу. Отбраковать худшие, положив их на полку, из-за контрактных обязательств невозможно. Именно поэтому они выпускаются в прокат в «мертвые» месяцы, а лучшие приберегаются на лето и Рождество. Эта тактика, кстати, иногда помогает посредственным фильмам заработать хоть что-то, становясь лучшими на безрыбье.
Впрочем, не все кинокартины, выходящие в прокат в январе и феврале, обязательно являются плохими. Иногда это продукт, ориентированный на определенную аудиторию. Так, например, маркетологи выяснили, что в эти месяцы в кинотеатры чаще ходят пожилые американцы. Они бережливее своих более молодых соотечественников, поэтому могут себе позволить потратиться на развлечения и после Рождества. Это чаще всего пенсионеры, которым на следующий день не нужно идти на работу. Именно по этой причине весьма успешны выходящие в начале года патриотические фильмы Клинта Иствуда. Чего стоит только «Американский снайпер», представленный вниманию публики в январе. Также в интересующий нас период года традиционно делается упор на жанровое кино, преимущественно фильмы ужасов. В этой связи не кажется удивительным, что самыми заметными фильмами, вышедшими в «мусорные месяцы» и завоевавшими «Оскар», являются «Молчание ягнят» и «Прочь» («Get Out»), принадлежащие к этому жанру.
Отметим, что в конце августа и начале сентября в американских кинотеатрах наблюдается второе в году и гораздо менее серьезное проседание в кассовых сборах. Его причины также весьма очевидны. Дети снова идут в школу. Продолжают отвлекать на себя внимание блокбастеры, вышедшие летом. Публика к этому времени успевает растратить деньги на отпуск, работы по строительству и облагораживанию жилищ, подготовку отпрысков к новому учебному году. Считается, что худшим выходным для премьер в этот отрезок является День труда, отмечающийся в первый понедельник сентября.
Впрочем, в последние годы Голливуд начал подозревать, что проблема мусорных месяцев является чем-то вроде «самоисполняющегося пророчества». Упрощенно говоря, люди не идут в кинотеатры только потому, что им предлагают товар не самого лучшего качества. Три года назад неписанное правило нарушила компания «Marvel», устроившая премьеру «Черной пантеры» в феврале. В результате ей удалось увеличить кассовые сборы почти до уровня декабря. В 2021 году она же побила рекорды для Дня труда, выпустив на экраны «Шан-Чи». Что будет дальше, покажет время. Возможно, проблема, считавшаяся абсолютно реальной в течение нескольких десятилетий, была на самом деле не более чем самообманом, и имеет очень простое решение – показывать людям то, что они хотят смотреть в кино.