Пребывание плода в утробе матери - это не просто банальное ожидание рождения. На самом деле он очень усердно учится всему, что необходимо для выживания снаружи - дышать, глотать и, естественно, двигаться. В человеческом организме более шестисот мышц, и мы осваиваем управление каждой из них. И начинать делать это нужно ещё до рождения.
Первые движения ребенка происходят примерно через семь недель после последней перед беременностью менструации матери. Это медленные наклоны головы и туловища и столь же неспешные отклонения рук и ног. Через девять-десять недель после той же точки отсчёта у плода начинают шевелиться все части тела, а направление и скорость движений меняются. Их цель заключается в том, чтобы испробовать все возможные комбинации, на которые способно крошечное ещё тело плода.
Эти движения генерируют проприоцептивные сенсорные сигналы, сообщающие о положении тела и его перемещениях. Они помогают мозгу, если так можно выразиться, прорисовать внутри себя некую карту, по которой затем можно ориентироваться. Он запоминает, какие группы нейронов отвечают за те или иные движения. Но на этом все не заканчивается. Этот процесс претерпевает трансформации и продолжается в течение всей беременности и даже первые несколько месяцев после родов. Весьма примечательно, что младенцы, рожденные до срока, как правило, совершают те же движения, что и их «сверстники» , продолжающие находиться в утробе матери. По всей видимости, человеческому мозгу требуется строго определенное время, чтобы научиться управлять телом - независимо от того, где он развивается.
Лишь через несколько месяцев после рождения ребенка неосознанные движения заменяются целенаправленными и осмысленными - например, чтобы перевернуться или дотянуться до чего-либо. Однако некоторым полезным действиям малыш учится, находясь ещё в утробе матери. В частности, сразу после рождения ему понадобится сосать и глотать, то есть эти навыки надо выработать заранее. Также он должен научиться дышать, и это умение, видимо, формируется посредством икоты. Также было замечено, что новорождённые, как правило, учатся тем или иным вещам в строго определённой последовательности. Сначала это слежение глазами за предметами, затем умение держать головку, далее переворачивание, хватание, ползание, сидение, стояние и, наконец, ходьба. Оказывается, научиться управлять своим телом - это очень непростая работа.