В ходе психологических исследований не раз выяснялось, что вернувшиеся с войны солдаты в какой-то момент начинают скучать по ней. Самые обычные люди заполняют кинотеатры, чтобы посмотреть очередной военный блокбастер - уже много лет это один из наиболее прибыльных жанров в соответствующей области развлечений. Оказывается, этот неестественный на первый взгляд интерес имеет вполне научное объяснение. Если верить археологам, наши далёкие предки в свою бытность охотниками и собирателями были гораздо менее жестокими и кровожадными. У них практически не было имущества, за обладание которым приходилось бы сражаться с себе подобными. А затем люди осели, начали строить города, амбары, дома и заборы. Появились границы, население планеты росло. И как-то органично, сама собой, родилась концепция крупномасштабных вооружённых конфликтов – с целью ограбления, покорения или уничтожения слишком зажиточных соседей. Человеческий мозг немедленно отреагировал на это эпохальное изменение, закрепив в своих процессах очарование войной.
Организм контролируется мозгом и нервной системой, на которые действуют гормоны. Это биологические химические вещества, вырабатывающиеся различными железами для управления поведением и физиологическими процессами. Когда вы убиваете врагов в компьютерной игре или читаете новости о грядущей мировой войне, мозг запускает стрессовые реакции. В этот момент гипоталамус вырабатывает гормон кортикотропин. Тот воздействует на гипофиз, который производит адренокортикотропный гормон. По кровеносной системе последний добирается до надпочечников, которые с радостью генерируют адреналин и норадреналин. С чудесными свойствами этих веществ знакомы все - они заставляют чаще биться сердце, ускоряют ритм дыхания, сокращают кровеносные сосуды, в результате чего мы испытываем чувство глубокого волнения, которое в психологии называется реакцией «бей или беги».
Она вырабатывалась в течение десятков тысяч лет эволюции человека, чтобы защитить его в момент опасности. Реакция увеличивает физическую силу, мы почти не чувствуем боль. Организм генерирует другие гормоны, например, кортизол и дофамин, которые обостряют восприятие и помогают сконцентрировать внимание. Это очень волнующие, острые ощущения, которые нередко вызывают зависимость, похожую на наркотическую. Создатели компьютерных игр и продюсеры военных фильмов научились зарабатывать на этой особенности человеческой психики и успешно пользуются уязвимостью, сколачивая приличные состояния.
И если в случае с мирными гражданами, которые никогда не возьмут в руки оружие, всё ограничивается яркими, но кратковременными переживаниями, то людям, привыкшим к выбросу больших доз адреналина во время, например, боевых действий, следует быть осторожнее. Исследования показывают, что у них часто развивается нездоровая потребность в переживании стресса, причём ничуть не меньшей интенсивности. Это может привести к опасному для здоровья и жизни поведению. Не стоит забывать и о том, что хронический стресс, в отличие от безобидных мурашек, вызванных играми и фильмами, весьма негативно воздействует на человеческий организм. Винить в этом нужно кортизол - гормон, подрывающий иммунную систему, вызывающий нарушения пищеварения и повышенную нервозность.
В заключение хочется выразить надежду, что те острые ощущения, которые даёт человеку концепция войны и порождённые ею явления культурного плана, не перерастут во что-то неприятное на более высоком уровне. Существует вероятность того, что люди начнут относиться к войне как к захватывающей игре, и если среди них окажутся лидеры ведущих мировых держав, обменивающиеся ракетными ударами на Новый год, смертельная опасность может угрожать всей человеческой цивилизации. Что принесло бы нам коллективную премию Дарвина и было бы крайне иронично, так как реакция «бей или беги» была порождена эволюцией для защиты человека от непосредственной опасности, а не для того, чтобы он уничтожил себя.