Естественно, вынужденное безделье - это отличный повод, чтобы заняться новым хобби или улучшить среду обитания, но описанный феномен весьма интересен и с точки зрения психологии. Проявления, имевшие место в рамках конкретно этой эпидемии, в силу понятных причин ещё не были изучены, однако некоторые объяснения этим странностям можно найти в исследованиях, проведенных в предыдущие годы.
Стресс влияет на поведение людей по-разному, однако один из самых универсальных способов борьбы с ним - это покупка вещей. Этот психологический феномен имеет устоявшееся наименование: магазинная терапия. Трата денег на те или иные товары действительно обладает положительным эффектом. Установлено, что она улучшает настроение и вызывает у человека ощущение удовлетворённости своей жизнью. В отличие от многих других средств борьбы со стрессом, она не вызывает сожаления или вины, если «пациент» не выходит за рамки в своих расходах. Благодаря чему этот вид терапии весьма популярен в современных городских популяциях, повышая продажи даже таких специфических товаров, как, например, укулеле.
Странные инвестиции могут в какой-то мере объясняться и источником нынешнего стресса. Коронавирус заставил многих людей задуматься о конечности своего существования. Этот феномен в психологии известен как «осознание смертности». Он часто заставляет человека вести себя так, чтобы укрепить ощущение собственной идентичности. По мнению многих исследователей, это служит неким защитным механизмом. В подобных обстоятельствах люди, как правило, склонны покупать вещи и заниматься деятельностью, которые соответствуют их представлению о себе. Если верить результатам исследования, опубликованным в 2013 году в журнале «Journal of Research for Consumers», осознание смертности заставляет некоторых обращаться к творческой деятельности, особенно людей, которые изначально замечали в себе наличие тех или иных талантов. Видимо, это как-то объясняет повышение спроса на такие товары, как музыкальные инструменты и печки для хлеба.
Впрочем, описанное чувство может проявляться и кардинально иным образом. В научной работе от 2002 года было показано, что если одни люди действительно уходят в себя, пытаясь найти там чувство защищенности, другие начинают рисковать - делая то, на что при других обстоятельствах им просто не хватило бы смелости. Это, в частности, может проявляться в покупке набора для пирсинга в домашних условиях или кардинальном смене цвета волос.
Ещё одной частой реакцией на экзистенциальный страх является ностальгия - известный инструмент укрепления чувства собственного достоинства и душевного комфорта в трудные времена. Ученые выяснили, что люди, которые бережно хранят приятные воспоминания, воспринимают свою жизнь как нечто значимое. В ходе психологических экспериментов было установлено, что ностальгирующие люди гораздо меньше боятся смерти по сравнению с теми, кто не склонен возвращаться мыслями в прошлое. Возможно, именно этим объясняется рост спроса на «ретро-товары», вроде роликовых коньков.
Естественно, головы граждан, находящихся на карантине, заняты не только мыслями о смерти. Большинство людей просто ищут новые, оригинальные способы убить свое свободное время. Каждый из них проходит через собственные решения, обусловленные уровнем развития и воспитания. Поэтому искать здесь какие-то закономерности довольно затруднительно. Эта пандемия переживается всеми по-разному, но все мы пытаемся привыкнуть к необычному образу жизни и украсить свои будни. Даже если для этого нам требуется укулеле.