Неожиданные преимущества беспорядка и неорганизованности

Неожиданные преимущества беспорядка и неорганизованности

Хаос на рабочем месте - это совсем не препятствие для продуктивного труда. Если вы занимаетесь творческой деятельностью, умеренное его количество может даже дать вам некое вдохновение. Это было проверено в исследовании, результаты которого были опубликованы в журнале "Psychological Science" в 2013 году. Изначально учёные выдвинули предположение, что люди, работающие в аккуратной, идеально упорядоченной обстановке, будут мыслить более традиционно, чем те, вокруг которых искусственно создан беспорядок. Набрав для своего эксперимента 48 участников, они поместили их в соответствующую среду и дали им мячики для настольного тенниса. Испытуемых попросили придумать какое-нибудь необычное применение для этого нехитрого предмета, причём ответы могли быть абсолютно оторванными от реальности. Через некоторое время участники сформулировали одинаковое количество предложений. Оказалось, однако, что их качество заметно разнится. Беспристрастное жюри оценило креативность ответов, не будучи осведомлено о том, кто и при каких обстоятельствах их давал. Уверенную победу одержали участники эксперимента, находившиеся в помещении, где царил беспорядок.

Возможно, это творческое вдохновение имеет научное объяснение. По мнению авторов исследования, упорядоченность окружающего пространства может побуждать человека мыслить шаблонно, придерживаясь аккуратных схем. Другими словами, жесткая организация среды заставляет его ограничиться исключительно теми идеями, которые вписываются в эту парадигму. С другой стороны, люди, вокруг которых ничего не упорядочено, чувствуют себя более свободными.

Ещё более интересные результаты были получены в ходе исследования 2001 года. Оно установило, что стремление к поддержанию порядка отвлекает нас от поставленной задачи. Учёные внимательно наблюдали за тем, как работают пятьдесят офисных работников, которых они условно отнесли к двум типам - "файлеры" и "штабелеры". Первые внимательно знакомились с каждым входящим документом, помещали в файл и убирали в соответствующую папку. Вторые просто складывали документы в стопки на своих столах. До начала наблюдений исследователи предполагали, что файлеры окажутся более полезными и эффективными работниками. Результат же оказался прямо противоположным. Выяснилось, что аккуратисты накапливают гораздо больше малозначимых, не несущих полезной информации бумаг, и очень редко обращаются к тому, что складируют. В конечном итоге они вообще больше беспокоятся о порядке на своём столе, чем об интересах рабочего процесса.

Типичный пример файлера
Типичный пример файлера

О работе поговорили, пора и об отдыхе. Легко можно догадаться, что аккуратистам здесь достанется снова. Установлено, что люди, которые слишком скрупулезно планируют свой досуг, получают от него меньше удовольствия. Результаты соответствующего исследования были опубликованы в 2016 году в журнале "Journal of Marketing Research". Учёные обнаружили, что пытаясь организовывать вечеринки и встречи, люди делают их не столь долгожданными и в целом менее приятными для себя. Это может быть связано с тем, что на этапе планирования нам приходится беспокоиться о самых разных аспектах - назначать время и оповещать о нём, выбирать среди множества вариантов место проведения мероприятия, решать, кого приглашать, а кого нет. Всё это в какой-то момент начинает ощущаться как неприятная обуза. Потерять своё очарование может даже спонтанная встреча, если пытаться заранее структурировать ее в своём воображении.

В общем, если организованность, аккуратность и структурированность - это не самые сильные ваши качества, не спешите посыпать голову пеплом. Пытайтесь избавиться от самых вопиющих проявлений беспорядка - особенно если они действительно бросаются в глаза и принижают вас в глазах окружающих людей. Но немного хаоса в жизни всё же, как кажется, лишним не будет. Не зря же это слово иногда используется как синоним свободы.

Вас также может заинтересовать

Оставить комментарий

Другие записи из раздела Психология и личность