С помощью шопинг-терапии люди пытаются избавиться от обширной гаммы негативных эмоций. Это и печаль, и стресс, и даже низкая самооценка. Подобные покупки кажутся импульсивными, и действительно являются таковыми. В то же время, они совершаются намеренно и со вполне определенной целью – чтобы поднять настроение. Такое поведение выглядит несколько нелогично и неразумно, но, если верить теории саморегуляции, оно имеет смысл. Эта концепция постулирует, что человек постоянно стремится поддерживать баланс своих мыслей, эмоций и побудительных импульсов.
Ученые провели немало исследований, чтобы понять, действительно ли подобное поведение приводит к улучшению душевного самочувствия. В 2011 году были опрошены 69 студентов, совершавших необязательные покупки в течение предыдущей недели. 62% из них признались: они тратили деньги, чтобы повысить себе настроение. В 2014-ом психологи установили, что покупка, сделанная после просмотра фильма с печальным концом, заметно восстанавливала бодрость духа. Самое же замечательное, что приятные эмоциональные ощущения остаются у человека надолго. Участники опроса от 2011 года сообщили, что даже через две недели после покупки не чувствовали душевного дискомфорта из-за импульсивной траты денег.
Впрочем, шопинг-терапия не работает с эмоциями более сильного порядка – гневом или хроническим чувством одиночества. По мнению психологов, это связано с вопросом наличия выбора. Печаль и грусть – ощущения мимолетные, и часто они возникают из-за мыслей о том, что та или иная ситуация вышла из-под контроля под воздействием невезения, злого рока, какой-то другой силы. Один из способов избавиться от негатива в данном случае состоит в восстановлении чувства контроля, даже если оно кажется несколько искусственным. Совершая осознанный выбор товара, цены, торговой площадки, мы создаем у себя иллюзию управления ситуацией. Но в случае с гневом это не работает, так как здесь негатив чаще всего связан с другими людьми, их поступками, словами и отношением. Иллюзорное чувство контроля не окажет никакого воздействия на подобный источник наших неприятностей. Таким образом, шопинг-терапия – это не просто забава, призванная отвлечь от грустных мыслей или испытать радостные ощущения. Это, если так можно выразиться, дело принципа, вопрос самостоятельного выбора.
Естественно, шопинг-терапия, несмотря на вторую составляющую своего названия, никаким лечебным эффектом не обладает. Есть у неё и объективные недостатки – например, она в кратковременной перспективе может неблагоприятным образом сказаться на состоянии банковского счета. Наконец, она не способна устранить причину негативных эмоций, которые смягчает. Не стоит, кстати, путать шопинг-терапию с гораздо более неприятным явлением того же порядка – ониоманией, именуемой в простонародье шопоголизмом. Психологи проводят различие между двумя этими феноменами на основании чувств и эмоций, которые призваны успокоить совершаемые покупки. Если вы испытываете беспокойство и озабоченность, когда не можете попасть в магазин, и получаете облегчение, расставшись с деньгами, это ониомания и ничто иное. Она часто является причиной финансовых проблем и неприятностей в личной жизни.
Шопинг-терапия, с другой стороны, отличается тем, что почти никогда не провоцирует второй волны негатива. Даже несмотря на то, что покупки в данном случае бывают спонтанными, люди, совершившие их, не испытывают чувства вины, раскаяния или беспокойства, устав от новой игрушки. Психологи установили, что, пытаясь поднять себе настроение, мы в подавляющем большинстве случаев не выходим за рамки допустимых расходов. В результате одного исследования вообще выяснилось, что «последователи» шопинг-терапии тратят гораздо меньше тех людей, которые покупают себе поощрительные и «праздничные» подарки. В отличие от последних двух случаев у человека не возникает чувства сожаления из-за напрасно потраченных денег. Он не пытается вернуть покупку или компенсировать расходы, ужав потребление по какой-то другой статье. Это говорит о том, что, радуя себя шопинг-терапией, мы не выключаем так называемый «ментальный учет» – под этим психологическим термином подразумевается способность вести в уме бухгалтерию своих текущих расходов.
Вывод из этого рассказа, наверное, предельно банален. Если покупки после тяжело сложившегося дня приносят вам душевное облегчение, не стесняйтесь время от времени радовать себя. Главное – знать меру и не увлекаться.