По этому обилию эпитетов более чем понятно, какое недоумение они вызывают своим видом у человека. Их туловища действительно напоминают красочно разрисованные коробки, у которых почему-то выросли плавники. Самое же удивительное, что эти нелепые, где-то даже смешные очертания дают рыбкам некоторые преимущества в среде их обитания.
Обтекаемая форма позволяет морским животным плавать, минимизируя сопротивление гораздо более плотной, чем воздух, среды. Это экономит силы и дает возможность избегать хищников. Но у кузовков-кубиков жесткий прямоугольный скелет, от которого глупо ожидать «гидродинамичности». Однако, как это ни странно, эти рыбы совсем не неуклюжи. Они весьма проворны и превосходно уклоняются, когда им угрожает опасность. Этот очевидный парадокс не мог не привлечь внимания ученых, и в 2002 году один научный коллектив испытал поведение изготовленных на 3D-принтере моделей этих существ в водной среде.
Исследователи обратили внимание на крошечные вихри, которые образовывались у «уголков» туловища кузовков-кубиков. Эти водовороты оказывают сопротивление при смене направления движения, в связи с чем было выдвинуто предположение, что это что-то вроде стабилизирующего механизма самокоррекции. Новость о том, что живое существо, имеющее форму коробки, может быть устойчивым и проворным одновременно, привлекла к себе внимание практиков. Инженеры компании «Mercedes-Benz», вдохновившись ею, создали концепт-кар, взяв за основу форму туловища героев нашего повествования.
Впоследствии выяснилось, что ученые упустили из виду важнейшую деталь. Если бы вихри оказывали значительное воздействие, рыбки бы стали слишком устойчивыми. Они бы не смогли быстро изменять направление движения, уклоняясь от хищников. А это чуть ли не основная характерная особенность их поведения. Через какое-то время было проведено ещё одно изыскание. Оно показало, что вихри на самом деле второстепенны на фоне других сил, воздействующих на этих рыбешек.
Кузовки-кубики устойчивостью в воде не отличаются. Ровно наоборот - их туловище все время стремится свалиться куда-то вбок. Рыбкам приходится активно работать плавниками, чтобы переплывать с места на место, оставаясь в вертикальном положении. Однако для резкой смены направления им не приходится делать практически ничего - достаточно легкого движения плавником, чтобы уйти в ту или иную сторону непредсказуемым для противника образом. Гладкий, обтекаемый, идеально приспособленный к стремительному плаванию хищник в этот момент просто проносится мимо, не в силах хоть как-то отреагировать.
Из-за особенностей строения своего тела кузовки-кубики перемещаются небыстро. Сопротивление, которое они испытывают в водной среде, почти вдвое больше, чем у «обычных» рыб. Но этим замечательным существам не приходится совершать дальних путешествий - они спокойно плавают около своих рифов, и им этого вполне достаточно. Так что компания «Mercedes-Benz» почти наверняка больше никогда не вдохновится кузовками-кубиками при создании своих концепт-каров. Кому нужен автомобиль с вдвое большим лобовым сопротивлением, чем у конкурентов, который к тому же все время стремится съехать куда-то в кювет?