Особенности военной метеорологии
Сегодня мы можем узнавать погоду на ближайшие дни множеством разных способов. Однако во время Второй мировой не было ни сотовой связи, ни Интернета, ни спутников, ни даже мобильных приложений для смартфонов. Поэтому чтобы понять, в чём выходить на улицу, нужно было иметь собственные метеостанции, и именно в этом вопросе гитлеровская Германия столкнулась с крайне серьёзными проблемами. Дело в том, что в Северном полушарии погодные фронты и прочие циклоны обычно движутся с запада на восток, в причины чего мы сегодня вдаваться не будем. Чтобы представлять, чего ждать в Европе через несколько дней, надо знать, что в данный момент происходит в Северной Америке.
У союзников с прогнозированием погоды никаких проблем не возникало - у них было множество метеостанций в США, Исландии и Гренландии. В начале войны фашисты получали соответствующие данные с собственных арктических станций, кораблей, самолетов и даже подводных лодок, оборудованных соответствующими приборами. Однако ближе к окончанию самого кровопролитного конфликта в истории человечества все стационарные установки были захвачены противником. Корабли постигла та же участь, а использование самолётов прискорбно затруднялось тем фактом, что каждый раз, когда они долетали до Западной Атлантики, их могли сбить. Оставались подводные лодки, но и им, чтобы передать метеорологические данные, требовалось нарушить режим радиомолчания, благодаря которому они, собственно, и не попадали в поле зрения противника.
Курт
Фашисты, однако, не могли спокойно строить своё людоедское государство без точного прогноза погоды. Он помогал понять, где и когда провести следующую военную операцию, куда направить корабли и самолёты, будет ли возможно воздушное прикрытие наступающих наземных армий. Поэтому немецкие инженеры разработали секретную метеорологическую станцию, которую назвали "Wetter-Funkgerat Land". Два десятка этих установок были тайно развернуты в тщательно подобранных местах - 14 в Гренландии и на окружающих её островах, 5 - в Баренцевом море. Две предназначались для Северной Америки, но одна так и не добралась до вражеских берегов - подводная лодка, перевозившая её, была уничтожена британской авиацией.
Вторая станция, получившая кодовое наименование "Курт", была погружена на субмарину "U-537" в городе Киль. Переход к другому континенту для неё также прошёл не очень гладко. Подводная лодка попала в сильный шторм, но, несмотря на трещину в корпусе и выведенную из строя зенитную пушку, 22 октября 1943 года добралась-таки до залива Мартин в северной части Лабрадора. Часть экипажа занялась ремонтом субмарины, другая же группа моряков принялась устанавливать станцию в заданную точку местности. Завершив монтаж, немцы разбросали рядом с оборудованием несколько пустых пачек из-под американских сигарет, чтобы всякий, кто наткнулся на "Курта", не заподозрил его вражеского происхождения. С той же целью на оборудование была нанесена маркировка "Канадская метеорная служба".
Через 28 часов после прибытия на территорию Северной Америки "U-537" отправилась в обратный путь. Метеостанция, которая должна была исправно передавать данные в течение полугода, по неизвестным причинам замолчала всего через месяц. После чего о ней не вспоминали более тридцати лет. В 1977 году на "Курта" случайно наткнулся геоморфолог по имени Питер Джонсон. Маркировка несуществующей канадской метеорной службы сбила его с толку, и он не придал своей находке особого значения. Однако спустя некоторое время на его отчёт наткнулся вышедший на пенсию инженер немецкой фирмы "Siemens", который во время войны был одним из тех, кто проектировал метеостанцию. Немец связался с канадцами и рассказал им историю "Курта". Те посчитали, что этой достопримечательности самое место в экспозиции Военного музея в Оттаве. Там она и находится по сей день, служа вещественным доказательством того, что фашисты всё-таки ступили на территорию Северной Америки.