1. Частные детективы
Эта профессия в применении к поднятой проблематике приходит на ум далеко не в первую очередь. Однако если верить сообщениям с мест, большинство частных детективов сегодня прочно сидят на мели. Это вполне естественно, если ваша работа заключается в том, чтобы следить за людьми, а те стараются не выходить из дома. Даже если объект решит прогуляться, ходить за ним по опустевшим в период карантина улицам - это не самое увлекательное занятие. Оборот большинства агентств в период пандемии упал примерно на 90%. И если у крупных игроков этого рынка есть надежная финансовая подушка безопасности, то судьба небольших организаций, занимающихся мелкими частными расследованиями, висит на волоске. Как это часто бывает в подобных случаях, наиболее уязвимым является именно малый бизнес.
2. Автомастерские
Почему, как вы думаете, упала цена на нефть? Во многом потому, что люди во время пандемии почти не ездят. СМИ сгустили атмосферу страха до такой степени, что любая дальняя поездка стала казаться рискованным предприятием, родственным безумию. И это настоящая трагедия для людей, связанных с производством и последующим обслуживанием автомобилей. В июне 2020 года в газете «The Guardian» был опубликован статистический прогноз, согласно которому объем выпуска этой техники по итогам года снизится на треть. Другие исследования показывают, что во время ограничительных карантинных мер количество автоаварий сократилось на 50%. Это просто великолепно с точки зрения снижения смертности на дорогах, но только подумайте, что это значит для людей, которые занимаются ремонтом машин.
3. Авиаперевозки
Если проблемы были у автомобильного бизнеса, то представьте, какой удар был нанесен по авиаперевозчикам. Огромное количество самолетов стало на прикол в самом начале пандемии, и пока непонятно, когда они все вновь поднимутся в воздух. В этом году туристический сезон явно сорван. Covid-19, отступая в одной части мира, тут же берет реванш где-то ещё. Всё это явно не способствует путешествиям на дальние расстояния. В результате авиакомпании начинают уходить с рынка. Британская «Flybe» почила в бозе в начале марта. «Trans States Airlines», базирующаяся в Миссури, закрылась в апреле. Та же самая судьба в том же самом месяце постигла и компанию «Virgin Australia».
4. Тренажерные залы
Работа тренажерных залов и фитнес-клубов после начала пандемии была запрещена в самую первую очередь. Некоторые из этих заведений пытались проявлять творческий подход к заработку денег. Например, сеть «Modo Yoga», функционирующая в США, Канаде, Австралии и Франции, организовала занятия в «Instagram Live». Реклама, конечно, получилась отличной, но никакого дохода это не принесло. Больше всего, естественно, пострадали небольшие компании, однако с финансовыми проблемами столкнулись даже флагманы этой отрасли, например, сеть «Flywheel». Американская компания «US 24 Hour Fitness» закрыла более 100 из 400 своих тренажерных залов.
5. Артисты
Индустрия развлечений - это не только известные актеры, певцы и музыканты, которые обеспечили себя на всю оставшуюся жизнь. Это ещё и уличные артисты, живущие на то, чем публика каждый день наполняет выставленные на тротуар шляпы и футляры. Им запретили появляться на улицах все страны, которые вводили карантинные ограничения, и хорошо, если как-то компенсировали потерю источника дохода. В России этого точно не было, хотя, справедливости ради надо отметить, что у нас этот вид деятельности далеко не столь популярен, как в той же Европе. Также не стоит забывать о тех ограничениях, которые коснулись концертов, спектаклей и прочих зрелищ с живыми выступлениями часто небогатых артистов перед публикой в закрытых помещениях. Эти люди пытались давать представления в домашних условиях, транслируя их в Интернете, но особым спросом это не пользовалось. Здесь очень важен эффект присутствия, который по сети не передается.
6. Доставка еды
Довольно неожиданный пункт. Может показаться, что именно доставщики готовой еды должны были выиграть от пандемии Covid-19 больше всех, но в мировом масштабе этого не случилось. Большую роль сыграл менталитет населения - как минимум на Западе люди не решались пользоваться этой услугой, так как боялись, что курьеры вместе с пончиками и пиццей доставят ту болезнь, от которой все мы пытались спрятаться. Также не пошла на пользу отрасли приостановка работы мобильных приложений крупных брендов, вроде того же «Макдональдс». Проиллюстрировать уровень падения спроса на этом рынке можно на примере британской компании «Deliveroo», которая сократила более 350 сотрудников (15% от общего количества), или канадской «Foodora», обанкротившейся в мае. Те, кто продолжают работать, вынуждены идти на снижение стоимости своих услуг.
7. Цветоводы
Люди, сидящие по домам и общающиеся в Интернете, не тратят деньги на цветы. Даже самые требовательные представительницы слабой половины человечества будут рады в таких условиях и виртуальному подарку. А ведь до пандемии это была очень прибыльная отрасль человеческой деятельности. Сегодня цветоводы десять раз подумают, прежде чем приступать к высадке своего недолговечного товара, ведь нет никакой гарантии, что последующие волны коронавируса не приведут к повторному карантину даже там, где он уже был снят ранее. Также серьезнейший удар по отрасли нанес срыв свадебного сезона, который в большинстве стран традиционно приходится на весну и лето. Сегодня соответствующие мероприятия либо переносятся на более поздний срок, либо отмечаются гораздо скромнее. Согласно имеющимся прогнозам, в результате пандемии может обанкротиться до трети производителей цветов. В Великобритании они затребовали государственную поддержку на сумму 250 миллионов фунтов стерлингов, что прекрасно иллюстрирует масштаб проблемы.
8. Сталелитейная промышленность
Европейская сталелитейная промышленность испытывала сложные времена ещё до начала эпидемии Covid-19, а сейчас так и вовсе рискует не выйти из намечающегося штопора. Спрос на сталь с начала пандемии упал вдвое. Заводы Старого света уже уволили до 40% рабочих, в то время как их конкуренты в Китае, Индии, Индонезии и России не прекращали работать ни на минуту. Существует огромная вероятность того, что после возобновления нормальной деятельности строительной отрасли и промышленных предприятий генерируемый ими спрос будет удовлетворяться дешевой сталью из названных выше государств. Европейские производители обращаются к правительствам своих стран за поддержкой, однако решений, которые могли бы помочь им, пока не просматривается.
9. Индустрия моды
2020 год явно не лучший для индустрии моды. Она, объективно говоря, с каждым днем тонет все глубже. Под угрозой миллионы рабочих мест, тысячи компаний борются за выживание. Весенние месяцы традиционно важны для продаж по итогам всего года. Люди обновляли свой гардероб в преддверии туристического сезона и поездок в теплые края. В Лондоне, Милане, Париже и Нью-Йорке непрерывным потоком шли показы. Естественно, все эти вычурные Недели моды были отменены. Некоторые кутюрье и люксовые бренды транслировали демонстрацию своих коллекций в Интернете, однако эта затея в конечном итоге оказалась провальной.
10. Тату-салоны
Эти заведения закрывались первыми после объявления карантина, и вновь открывались в самую последнюю очередь. Это более чем объяснимо. В конце концов, ни о каком социальном дистанцировании для татуировщика не может идти и речи. Впрочем, в некоторых странах тату-салонам с какого-то момента разрешалось обслуживать клиентов. Это требовало соблюдения множества санитарных требований и условий, однако люди всё равно не спешили пользоваться услугами этих заведений. Социальные сети в период пандемии были переполнены жалобами специалистов этого профиля на свою судьбу и, в частности, на отчаянное безденежье. Меры социальной поддержки в некоторых странах коснулись и их, однако согласно всем прогнозам после окончания эпопеи с Covid-19 многим татуировщикам придется искать новую работу.